Говорят, что лошадь Пржевальского невозможно объездить, так как она не поддается дрессуре. Кроме того, эти дикие лошади всегда выходят победителями в стычках с домашними лошадьми.
Описание лошади Пржевальского
Палеогенетики убеждены, что лошадь Пржевальского не такая уж и дикая, а всего лишь одичавший потомок домашних ботайских лошадей. Напомним, именно в Ботайском поселении (Северный Казахстан) около 5,5 тыс. лет назад стали впервые седлать степных кобылиц. Это непарнокопытное животное носит английское название «Przewalski`s wild horse» и латинское «Equus ferus przewalskii», считаясь последним представителем вольных лошадей, чуть было совершенно не исчезнувшим с лица планеты.
Вид появился в поле зрения широкой общественности в 1879 году благодаря русскому натуралисту, географу и путешественнику Николаю Михайловичу Пржевальскому, в честь которого и был впоследствии назван.
Внешний вид
Это типичная лошадь плотной конституции с крепкими ногами. У нее тяжелая голова, сидящая на толстой шее и увенчанная среднего размера ушами. Конец морды (так называемый «мучной» и реже «кротовый» нос) светлее общего фона тела. Масть саврасая – песчано-желтый корпус дополнен темными (ниже скакательного сустава) конечностями, хвостом и гривой. Вдоль спины от хвоста до холки проходит черно-бурый ремень.
Важно! Короткая и торчащая, как ирокез, грива лишена челки. Второе отличие от домашней лошади – укороченный хвост, где длинные волосы начинаются заметно ниже его основания.
Тело обычно вписывается в квадрат. Лошадь Пржевальского вырастает до 1,2–1,5 м в холке и 2,2–2,8 м в длину при средней массе 200–300 кг. Летом шерстный покров ярче, чем зимой, зато зимняя шерсть продублирована густым подшерстком и намного длиннее летней.
Характер и образ жизни
«Дикая лошадь живет в равнинной пустыне, выходя на водопой и пастьбу ночью. Днем же она возвращается в пустыню, где остается отдыхать до захода солнца», – так писал об этих вольных созданиях русский путешественник Владимир Ефимович Грум-Гржимайло, встречавший их в Джунгарской пустыне на исходе позапрошлого века. Примерно столько было известно об образе жизни вида, пока он не подошел к грани своего полного исчезновения. Параллельно с восстановлением популяции занялись изучением ритма жизни и поведения лошади Пржевальского, выяснив, что за сутки она несколько раз переходит от активности к покою.
Лошади образуют мобильные сообщества, состоящие из взрослого самца и десятка кобыл с молодняком. Эти небольшие табуны очень подвижны и вынуждены перемещаться, не задерживаясь подолгу на одном месте, что объясняется неравномерно растущим подножным кормом. Джунгарская равнина, где жили последние (до реинтродукции) лошади Пржевальского, состоит из пологих склонов невысоких холмов/гор, которые иссечены многочисленными оврагами.
В Джунгарии есть солянковые полупустыни и фрагменты ковыльных степей, перемежаемые зарослями тамариска и саксаула. Пребывание в сухом и резко континентальном климате сильно облегчают родники, которые во множестве пробиваются у подножий хребтов.
Это интересно! Диким лошадям не нужны протяженные кочевки – необходимые влага и пища всегда находятся поблизости. Сезонная перекочевка табуна по прямой обычно не превышает 150–200 км.
Старые жеребцы, неспособные покрывать гарем, живут и кормятся поодиночке.
Сколько живут лошади Пржевальского
Зоологи установили, что продолжительность жизни вида приближается к 25 годам.
Ареал, места обитания
«Желтый хребет дикой лошади» (Тахийн-Шара-Нуру) – родина лошади Пржевальского, которую местные жители знали под именем «тахи». Свою лепту в уточнение границ исконного ареала внесли палеонтологи, доказавшие, что он не ограничивался Центральной Азией, где вид был открыт для науки. Раскопки показали, что лошадь Пржевальского появилась в эпоху позднего плейстоцена. На восток ареал простирался почти до Тихого океана, на запад – до Волги, на севере граница заканчивалась между 50–55° с.ш., на юге – у подножия высоких гор.
Дикие лошади предпочитали держаться в подгорных долинах не выше 2 км над уровнем моря или в сухих степях. Лошади Пржевальского спокойно переносили условия Джунгарской пустыни благодаря огромному числу слабосоленых и пресных источников в окружении оазисов. В этих пустынных местностях животные находили не только еду и воду, но и обилие естественных укрытий.
Рацион лошади Пржевальского
К месту пастьбы табун направляет опытная кобыла, а вожак исполняет роль замыкающего. Уже на пастбище определяется пара караульных, которые охраняют своих мирно пасущихся товарищей. Лошади, изначально обитавшие на Джунгарской равнине, ели злаки, полукустарники и кустарники, включая:
- ковыль;
- овсяницу;
- житняк;
- тростник;
- полынь и чий;
- дикий лук;
- карагану и саксаул.
С наступлением холодов животные привыкают добывать корм из-под снега, разрывая его передними копытами.
Важно! Голод начинается, когда оттепель сменяется морозом и жижа превращается в ледяную корку. Копыта скользят, а лошади не способны пробить наст, чтобы добраться до растительности.
К слову, современные лошади Пржевальского, разводимые в зоопарках по всему миру, отлично приспособились к специфике местной растительности.
Размножение и потомство
Лошадь Пржевальского (подобно домашним представителям рода) обретает половую зрелость к 2 годам, но жеребцы приступают к активному размножению намного позже – примерно лет в пять. Половая охота приурочена к определенному сезону: кобылы, как правило, готовы к спариванию с апреля по август. Вынашивание занимает 11–11,5 месяцев, в приплоде – единственный жеребенок. Он рождается в весенне-летнюю пору, когда вокруг уже много доступного корма.
Спустя пару недель после родов кобыла вновь готова спариваться, поэтому детеныши у нее могут появляться каждый год. По завершении родов мать удаляет языком и губами остатки околоплодной жидкости и жеребенок быстро обсыхает. Проходит несколько минут и детеныш пробует становиться на ноги, а уже через несколько часов он уже может сопровождать мать.
Это интересно! Двухнедельные жеребята пытаются жевать траву, но остаются на молочном питании еще несколько месяцев, несмотря на возрастающую с каждым днем долю растительного корма.
Молодые жеребчики, которым исполняется 1,5–2,5 года, изгоняются из семейных групп или уходят сами, образуя компании холостяков.
Естественные враги
В дикой природе лошадям Пржевальского угрожают волки, пумы от которых, впрочем, здоровые особи отбиваются без труда. Хищники расправляются с молодыми, старыми и ослабленными животными.
Популяция и статус вида
В середине прошлого века биологи осознали, что лошадь Пржевальского исчезает, и уже к концу 70-х гг. в природе не осталось ни одного ее представителя. Правда, в нескольких мировых питомниках сохранилось 20 пригодных для размножения экземпляров. В 1959 году был созван 1 Международный симпозиум по вопросам сохранения лошади Пржевальского (Прага), где разработали стратегию по спасению вида.
Меры оказались успешными и привели к росту популяции: в 1972 г. она насчитывала 200, а в 1985 – уже 680 голов. В том же 1985 году начали подыскивать места для возвращения лошадей Пржевальского в дикую природу. Энтузиасты проделали немалую работу, прежде чем первые лошади из Голландии и Советского Союза прибыли в урочище Хустайн-Нуру (Монголия).
Это интересно! Случилось это в 1992 году, а уже сейчас там растет третье поколение и насчитывается три обособленных популяции выпущенных на волю лошадей.
В наши дни количество лошадей Пржевальского, обитающих в естественных условиях, приближается к 300. С учетом животных, населяющих заповедники и парки, цифра выглядит более обнадеживающей – приблизительно 2 тысячи чистокровных особей. И все эти дикие лошади произошли всего от 11 животных, отловленных в начале прошлого века на Джунгарской равнине и одной условно одомашненной кобылицы.
В 1899–1903 годах первые экспедиции для отлова лошадей Пржевальского снарядил русский купец и меценат Николай Иванович Ассанов. Благодаря его подвижничеству на стыке 19–20 веков несколько американских и европейских заповедников (включая Асканию-Нова) пополнились 55 отловленными жеребятами. Но лишь 11 из них дали впоследствии потомство. Чуть позже к репродукции подключили кобылу, доставленную в Асканию-Нова (Украина) из Монголии. В настоящее время реинтродукция вида, внесенного в Красную книгу МСОП с пометкой «исчезнувший в природе», продолжается.
Добавить комментарий